Старта Чемпионата России по ралли нынешнего года ожидали с разными чувствами. Перемены, инициированные новым руководством комитета ралли РАФ, многим пришлись не по душе. Запрет на выступление в чемпионате суперавтомобилей категории WRC и самой «заряженной» группы А10, прекращение допуска самого массового спортивного автомобиля — ВАЗ-2108 — в «высшую лигу», группы A и N, с занесением «восьмерок» в общую «кучу» национальной категории «Р». А реальная несправедливость — заставлять выступать «вазики» в одной категории с двухлитровыми иномарками — была исправлена перед новым годом. Раздельные комплекты медалей все-таки учредили. Но не все экипажи сумели среагировать на ситуацию. Как еще можно объяснить то, что на старте первого этапа оказалось всего… 37 экипажей! Рекордно мало для последних лет. И многие просто предпочли начинать сезон в феврале, на абсолютно новом ралли «Селигер».
Они просчитались! По мнению специалистов, тольяттинская бригада организаторов имеет самый высокий потенциал в стране. С прошлого года был сделан значительный шаг вперед. Во-первых, трассу проложили так, что немалая ее часть проходила по достаточно узким лесным дорогам, при этом очень скоростным. Это требует не только высокой техники пилотирования, но и смелости. Во-вторых, в маршрут добавили пару спецучастков в городской черте, очень удобных для зрителей. В-третьих, дороги начали готовить еще с осени. К плюсам организации можно добавить закрытый парк в теплом помещении, толковую техкомиссию и… всеобщую любовь к автоспорту в регионе.
![]() |
![]() |
![]() |
Итак, на старте приличный состав полноприводной техники, главных игроков нового чемпионата — машин серийной категории N4. Новая N2 (серийные автомобили с моторами 1.6 л) тоже прибыла — хотя ралли и не было этапом Кубка Citroen, полдюжины новоиспеченных обладателей французских машинок решили устроить «проверку боем». Остальные зачеты были представлены в основном местными пилотами, разве что в Р9 могла сложиться интересная борьба между двумя заводскими пилотами — Никоненко и Школьным на ВАЗ-2112-Super-1600. Но Никоненко сначала засел в сугробе на 11 минут, а вскоре и вовсе сошел из-за проблем с КПП. Больше к Школьному здесь никто и мечтать не мог приблизиться.Все свелось к сражению в N4. Как минимум четыре пилота могли претендовать на победу. Сергей Успенский, Станислав Грязин (теперь лидер команды вернувшегося в ралли «Лукойла»), Андрей Жигунов и обладатель Кубка России-2001 Максим Новиков. Шансы последнего, впрочем, рассматривались пониже — все-таки представитель «бизнес-класса», хотя относящийся к своему хобби более чем серьезно.Эту серьезность Максим подтвердил с первых метров — не случайно на осеннем эстонском ралли Saaremaa Новиков устроил сенсацию, чуть было не став вторым в классе. Упорные тренировки дали результат — водительское мастерство растет. К тому же под Новиковым был резвый «конь» — подготовленный германской фирмой Getmo арендный Lancer.Успенский жаловался на настройки мотора, Грязин вылетел с трассы и потерял почти полчаса. Жигунов боролся до последнего. До того момента, когда на 25 километрах спецучастка «Жигулевское море» Новиков как следует не «втопил педаль» и привез соперникам… сразу по полминуты. На этом гонку можно было бы считать завершенной. Если бы…Если бы кое-кто в Европе по-прежнему не считал, что в России по улицам бродят медведи. Еще на предстартовой техинспекции к машине Новикова возник ряд вопросов, но со скидкой на экзотическое происхождение техники ее допустили «под протестом». Любой участник мог написать этот протест — и Новиков был бы снят.Этого не случилось, но скандала избежать не удалось. С мотора грозного немецкого «Лансера» оказалось достаточно снять клапанную крышку. Как заметил один из спортивных журналистов, «похоже, немцы думали, что мы до сих пор объем мотора портновским метром измеряем». В том же духе высказался и Успенский: «У нас не только штангенциркули, но и микрометры имеются!»В общем, когда уже первый замер показал несоответствие профиля кулачков распредвала, немец, хозяин фирмы, сдался: «Дальше можно не вскрывать!» Результат убитого ситуацией Новикова был аннулирован, и победа отошла к Жигунову. Желающих «кинуть камень» в неудавшегося победителя не нашлось — не вызывало сомнений, что Новиков, не особо вдающийся в технические тонкости, о «хитрости» немцев не знал. Так что распространенное командой Новикова E-Art на следующий день заявление об этом и (все равно!) извинения за скандал были скорей проформой. Все видели, что ехал Максим отменно — красиво, быстро, уверенно. Не менее обескураживающим стал и финал в «ситроеновском» N2. Но тут хоть на трассе! Из-за недостатка опыта большинство участников «залегло по сугробам», и преимущество питерца Андрея Бунеева над единственным(!) оставшимся соперником перед последним «допом» выражалось почти 7 минутами. Как говорится, можно ехать хоть на задней передаче. А Бунеев… тоже пристраивается в сугроб! Продолжить борьбу он смог, но отыграть потерянные 10 минут не удалось.
Есть в автоспорте такое неофициальное понятие — silly season, «глупый сезон», когда все идет наперекосяк. Досадно для команд и пилотов, но порой весьма забавно для зрителей. Остается надеяться, что оставшиеся пять этапов окажутся богаты не нелепостями, а красивой борьбой.