Нецелесообразность восстановительного ремонта / Новости

01b06110cabf6b57e3f71e25abdf0109-3835715В практике оценки ущерба после ДТП, эксперты оценщики часто сталкиваются с проблемой определения степени конструктивной гибели и экономической целесообразности восстановительного ремонта. Чтобы разобраться в этих понятиях необходимо проанализировать действующие правовые нормы в области автострахования.

В соответствии с нормами ГК РФ (ст. 15) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Вместе с тем п. 1 ст. 15 ставит возможность требования возмещения убытков в полном объеме в зависимость от содержания норм закона или условий договора, в соответствии с которыми возмещение убытков может осуществляться в меньшем размере.

Согласно ст. 12 п.п. 2.1., Федерального Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ. (ред. от 01.02.2010) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая;

б) в случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. (П.п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

В пункте 2.2. ст.12 сказано, что — К указанным в пункте 2.1 настоящей статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости. (п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ)

Таким образом, при определении размера страховой выплаты в связи с полной конструктивной гибелью транспортного средства или же когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного имущества равна или превышает его доаварийную стоимость, учет износа транспортного средства является обоснованным. Размер страхового возмещения будет рассчитываться по формуле: первоначальная стоимость транспортного средства — амортизационный износ = остаточная стоимость транспортного средства. В определении этой самой первоначальной стоимости встречаются самые разные толкования, так в налоговом кодексе РФ первоначальная стоимость формируется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования. Исключение составляют НДС и акцизы. Это положение действует с 1 января 2006 года. Поправки в пункт 1 статьи 257 кодекса внесены законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ. С этого времени все налоги и сборы, связанные с приобретением ОС, в налоговом учете участвуют в формировании первоначальной стоимости. Но в случае если собственником является физическое лицо под первоначальной стоимостью понимают – рыночную стоимость, определенную согласно требованиям ФЗ 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Приказом Минэкономразвития России «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)» от 20 июля 2007 года N 255. Так как в данной статье речь идет об оценке, то мне кажется, что наиболее правильно использовать второе понятие, а именно – рыночную стоимость.

Cогласно опубликованному «Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 361 г. Москва «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», с 1 сентября 2010 года уровень износа будет определяется как относительная потеря стоимости комплектующих (деталей, узлов и агрегатов) в процессе эксплуатации. Так, износ кузовабудет рассчитывается исходя из установленной производителем гарантии от сквозной коррозии и реального срока службы. Например, для автомобилей Ford, BMW, Mazda, Mitsubishi и др. такая гарантия составляет 12 лет (за некоторыми исключениями). Для оценки износа шин замеряется реальная и фактическая высота рисунка. Аккумулятора – время эксплуатации и нормативный срок его службы (три или четыре года в зависимости от пробега). ( http://www.fontanka.ru/2010/05/31/111/ ) В остальном все будет так как мы рекомендовали в статье опубликованной 30.03.2010 на сайте http://www.ta24.ru/reading/articles/1765/321417.html . Т.е. при неисправности которых по действующему законодательству запрещается использовать автомобиль, а также подушек безопасности, износ не учитывается.

Нужно отметить, что в правилах страхования каждой отдельно взятой страховой компании существует свой уровень «экономической нецелесообразности» восстановительного ремонта ТС. Например в правилах страхования компании «Русский Мир» предельно допустимой величиной является 75% от рыночной стоимости ТС. Т.о. клиенту страховой компании навязывается точка зрения страховщика, которая в большинстве случаев позволяет ему уйти от полного возмещения ущерба, максимально минимизировав его.

Для справки:

Амортизация (от латинского amortisatio — погашение) представляет собой исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения. Износ транспортного средства выражается в сочетании износа физического и износа морального. Под физическим износом следует понимать изменение размеров, формы, массы технического объекта или состояния его поверхности вследствие остаточной деформации от постоянно действующих нагрузок либо из-за разрушения поверхностного слоя при трении. Данный вид износа оценивается по убыли массы, изменению размеров детали в процессе ее работы. Моральный износ — это старение и обесценивание технических объектов (в данном случае автомобилей) в связи с тем, что их технико-технологические показатели все более отстают от повышающегося технического мирового уровня производителей транспортных средств. Так же износ определяют, как потерю стоимости имущества по различным причинам. Она может быть определена также как разница между восстановительной или заменяющей стоимостью новых объектов и рыночной стоимостью объектов в реальном состоянии. В зависимости от причин, вызывающих потерю стоимости, износ подразделяется на три типа: физический , функциональный и совокупный.

В сложившейся судебной, следственной и экспертной практике все вышеперечисленные понятия объединились в одном понятии — «амортизационный износ». По сути амортизационный износ является выражением размера потери стоимости транспортного средства. Таким образом, при полной конструктивной гибели транспортного средства или же экономической нецелесообразности его восстановления размер страховой выплаты должен соответствовать стоимости транспортного средства с учетом его амортизационного износа на день наступления страхового случая, если иное не предусмотрено договором. Следует отметить, что в случае недостаточности страховых лимитов для возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему, в оставшейся части убытки возмещаются причинителем вреда.

В складывающейся практике осуществления страховых выплат при полной конструктивной гибели транспортного средства страховщик уменьшает размер страховой выплаты на сумму стоимости годных остатков. По договорам страхования КАСКО данная практика сложилась на протяжении многих лет. Право страховщика на уменьшение размера страховой выплаты прямо предусматривается в условиях договора КАСКО, чего нельзя сказать о договоре ОСАГО.

Выплата страхового возмещения без учета стоимости годных остатков транспортного средства приведет к неосновательному обогащению потерпевшего, но без закрепления в Правилах ОСАГО права страховщика уменьшить размер страховой выплаты на стоимость годных остатков такое обогащение, согласно нормам гл. 60 ГК РФ, нельзя признать неосновательным.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. В рассматриваемом случае «сберечь» имущество потерпевший может на основании Правил ОСАГО, п. 63 которых устанавливает размер страховой выплаты в соответствии с размером действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая и не упоминает об учете стоимости годных остатков.

Еще одним спорным вопросом в определении размера страховой выплаты за вред, причиненный транспортным средствам в результате ДТП, является возмещение утраты товарной стоимости транспортного средства (УТС). Позиция страховщиков основывается на том, что под утратой товарной стоимости транспортного средства следует понимать упущенную выгоду владельца транспортного средства. Выплатив УТС, нельзя привести автомобиль в первоначальное состояние, и потому УТС — это убытки владельца, которые он несет при продаже данного автомобиля. После любого, даже дорогостоящего, ремонта автомобиль будет продан дешевле.

Изменение (уменьшение) его цены и означает УТС. Поскольку в соответствии с Законом (п. 2 ст. 6) и Правилами ОСАГО (б) п. 9) возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды не относится к страховым случаям, то и возмещение утраты товарной стоимости транспортного средства за счет страховой выплаты не производится.

4cd2c9188f842e2b1096f9b3c950dd6d-1371197 2eecc40a3ab2c5ddbe8a04a71abf2f93-7282526 063efab3635789fb02a5de1e03c737df-1477918