10.02.2009,
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Под лирические задушевные аккорды баллад «Рэйнбоу» пытаюсь провалиться в сон, закутавшись в спальный мешок. Пытаюсь, но чувствую – по машине шарит сноп света. Недовольно выглядываю в окно – и обнаруживаю, что источником этого света является мощный фонарь в руках полицейского…
Естественно, автомобиль в наклейках с российскими номерами не смог не привлечь внимания экипажа полицейского Volkswagen Sharan, но вся проверка в итоге ограничилась внимательным осмотром паспорта да парой вопросов о цели поездки. Оставшиеся несколько часов до утра прошли уже спокойно. Даже, пожалуй, спокойнее, чем в начале – полиция-то на страже…Германия… Что можно сказать об этой стране, если проходить через нее транзитом? Да, наверное, ничего – слишком уж обособленной жизнью живут эти трех-четырехрядные трассы, охваченные «культовым» названием autobahn. Увидеть страну, летя в плотном потоке со скоростью далеко «за сотню» – невозможно. Так, легкие впечатления о рельефе: здесь равнина, здесь холмы, здесь – невысокие горы. Достаточно похожие друг на друга (хотя и старающиеся быть уютными) станции отдыха, заправки. Идеально информативная система щитов и указателей, которая вкупе с картой практически избавляет от возможности заплутать. Хотя некий навык нужен, хотя бы для того, чтобы заранее оказываться именно в том ряду, который нужен. Или… не проскочить заправку. Развернуться на автобане нереально – только через «посещение» боковых отворотов (а там еще раз не запутаться и суметь выскочить назад в нужном направлении). Расстояния до следующей заправки указываются, но любителям русского «авось» лучше отвыкать от привычки ездить «на лампочке». Насколько я понял из одного из рассказов об автобанах, здесь правилами запрещается… чтобы машина останавливалась по причине «обсыхания»! То есть, случись подобное – водитель неправ уже «по определению».Расслабленный заданным с самого начала поездки ритмом, я прикинул, что выехать в сторону конечного пункта этого отрезка пути – итальянского Сан-Ремо – можно почти на сутки позже заранее запланированного срока. И – чуть было за это не поплатился! Как при проработке маршрута я не учел эту «мелочь» – до сих пор понять не могу! За несколько лет существования Европейского союза «прозрачность» границ уже настолько к себе приучила, что… Короче, остановиться на въезде в Швейцарию меня заставил только знак над пограничными воротами, говорящий о том, что для безостановочного проезда нужна некая «виньетка» – очевидно, об оплате проезда по местным дорогам. Как выяснилось – не только она, но еще и виза. О наличии которой у меня и осведомился пограничник. Получив, видимо, немало удививший его искренне недоуменный «ответ»: «А разве надо?» Ну, о том что «надо», – мне полагалось бы знать. Да вот – вылетело из головы. В общем-то, закончилось все вполне мирно. Документы, правда, проверяли в итоге долго, но потом не только открыли проезд на разворот, но и вполне дружелюбно рассказали, как проехать до территории Франции. Благо, до нее оказалось меньше километра – границы Франции, Германии и Швейцарии по дороге на Базель сходятся в одном месте.Франция встретила дождем и… отсутствием карты. Первые километры по земле Эльзаса пришлось ехать «в интуитивном направлении». К счастью, достаточно скоро на этом самом направлении оказался супермаркет, где искомая вещь была обнаружена. Попутно, правда, стало понятно, что ближайшее время намечается любопытным – от знания английского языка тут было толку мало (французы известны своим отношением к нему), а с французским у меня дело обстоит «никак».
Вскоре я пополнил познания в этом языке еще и словом, означающим платную дорогу. Под дождем по деревенским шоссе скорость упала, и все-таки было принято решение проехать сотню-другую километров по скоростной трассе. Вообще, мысль избегать платных дорог была не только из соображений экономии. Шоссе – они везде шоссе, и, мчась по магистрали, страны ты не видишь. А хотелось. Потому и прокладывал маршрут по небольшим городкам. Но что разница в средней скорости окажется такой – был попросту не готов.
![]() |
![]() |
![]() |
Аккуратные домики Эльзаса, лента скоростной магистрали. Французы тоже, похоже, не особенно ревностно блюдут свои правила дорожного движения, по крайней мере, любая попытка соблюдать скоростной режим приводила к тому, что уже через несколько минут за тобой в хвост пристраивалось две-три местные машины. Пропускаешь их – и они быстро удаляются «в точку». Пришлось прибегнуть к традиционной русской игре в «найди спонсора» – держаться «на хвосте» у кого-нибудь самому, хотя способности местных радаров по «количественному» отстрелу, к счастью, так и остались мне неизвестны.
Дарагой, праблэмы? «Разлука будет без печали» – расставшись с полутора десятками евро, я покинул эту дорогу, чтобы через пять минут… окончательно заблудиться в небольшом городке. Ну никак не удавалось мне «врубиться» в организацию дорожной информации по-французски. Речь здесь не о языке – какие там особые надписи на знаках. Речь о том, что каждая страна имеет какие-то свои особенности, даже при схожести стандартов. Привыкли мы, к примеру, у себя (и во многих соседних странах), что «высшим уровнем» магистрали является «зеленый фон». А во Франции – наоборот, «синяя» дорога – более скоростная. А попробуй «сходу» разобраться, подъезжая к «чекпойнту» для оплаты, в какие из 10-12 ворот тебе надо? Нет, все вроде понятно, но пару раз я влетал-таки аккурат в те ворота, где платить подразумевалось кредитными карточками вместо наличных. Да, номера дорог там значат гораздо больше, чем у нас, – ориентироваться по ним даже удобнее, чем по указателям. Но ко всему этому надо привыкнуть. Спокойно ехать по стране ты начинаешь только тогда, когда «врубаешься в систему»: где, что и как надо искать. Тогда уже информация со знаков «ловится» на уровне подсознания, и ищешь ты ее там, где надо.Но сейчас я заблудился откровенно. Да, карта подсказывала «общее направление» с точностью семи километров в сантиметре. Но я плутал вокруг трех перекрестков, не понимая, как добраться до того места, где «привязаться», – вот это было самое неприятное. И тут в приоткрытое окно из соседней машины…»Дарагой, какие проблэмы?» Все, что угодно я ожидал услышать, но… неподражаемый кавказский акцент! Честно говоря, вряд ли на улицах Москвы или Питера я был бы для этих двух парней на какой-то старенькой машине «дарагим». Но чем дальше от страны – тем ближе «чувство землячества» – и обмануть это чувство мало кому удается. Вот и на этот раз простой совет, который они предложили мне сами, увидев московские номера и русскоязычные наклейки, решил мои проблемы разом, и вскоре я уже продолжал путь, уверенно «привязавшись» к указателям на Гап.
Городки, деревушки… И везде – церкви и соборы. Это почти всегда главные достопримечательности в любом европейском населенном пункте. А уж по вечерам, когда включается свет… всегда подобранный так удачно. А уж когда естественными декорациями становятся горы… А горы стали декорациями ближе к вечеру, именно в лучах закатного солнца Альпы и представились мне. Раньше эту часть земного шара удавалось видеть только с самолета. И сейчас чувство, овладевшее мной, выражалось одним словом – идиот! Так промахнуться в расчетах! Именно горы «европейского» типа, старые горы – один из любимых моих пейзажей, и я окунался в него, увы, на пороге темноты.
![]() |
![]() |
![]() |
Какие там красоты! Узкая дорога, мечущаяся вправо и влево, невероятные «шпильки», подъемы и спуски. Казалось, первому перевалу не будет конца, «машинка» просила «докручивать» мотор и беречь тормоза на спусках. Но это был всего лишь первый перевал – я очень быстро научился различать их на карте. Их предстояло еще немало. А средняя скорость упала почти до 30 км/ч! Короткие – почти равнинные – перегоны, очередной городок и величественно подсвеченный собор – и снова вихляние узкой горной дороги. Как будто оазис в ночной мгле – в синевато-золотых лучах горная гостиница (явно «пять звезд»! Но как они сюда клиентов на лимузинах привозят, по этим-то серпантинам?) – и снова лишь снопы света из фар. Туман, превращающий все происходящее в какую-то и вовсе неземную картину. Короткий звонок домой – как было бы здорово, чтобы вы сейчас были рядом и видели все это! Но ночь берет свое: пора останавливаться, дальше ехать просто опасно. Вот вам и «изучение трассы ралли Монте-Карло» – именно в конце знаменитого перегона «Гап – Систерон» я и остановился на ночлег. Любые расчеты показывали, что на тестовый участок ралли «Сан-Ремо» я уже не попадаю. Успеть бы аккредитоваться до торжественного старта…
Путями НаполеонаСкажу сразу – успел! Хотя утром пришлось еще немало попетлять по «Пути Наполеона» – восстанавливаемому туристическому маршруту в Высоких Альпах, на дороге в Ниццу. Все-таки альпийских пейзажей досталось сполна, до той поры, пока уже, даже не пытаясь продолжать двигаться «козьими тропами», я выскочил на скоростную магистраль от Ниццы в сторону Италии. То ныряя в тоннели самой разной длины, то выливаясь четырехрядным потоком на короткие или длинные, но непременно – высоченные эстакады, она несла меня к Сан-Ремо. Это скоростное шоссе вообще искусственное полностью – вряд ли там есть хоть сто метров, пролегающих на «естественной основе». Либо – тоннель, либо – мост. Честно говоря, оценивая колоссальный человеческий труд, вложенный в эти горы, при оплате на очередном «чекпойнте» чувства сожаления о потраченных деньгах не испытываешь.
Италия «наступила внезапно». Корявая фраза, но именно она наиболее точно описывает это ощущение. Просто знак – через километр будет граница. И потом – еще один, уже приветствующий на территории новой страны. Ни остановки, ни проверки. Теперь главное – не проскочить нужный съезд.
![]() |
![]() |
![]() |
Да уж… со скоростной магистрали – на показавшееся невероятным переплетение даже не улиц – улочек. А карты – снова нет! Едва разъезжаюсь со встречными: здесь, не снизив скорость, почти нереально разойтись. Иногда – приходится останавливаться или пропускать. Или пропускают тебя. Тем не менее – спуск позади, мы на прибрежной полосе. И даже – именно на той улице, на которой «обещан» пятизвездочный отель, который и приютил штаб этого ралли. Неожиданно легко найденное место для парковки, регистрация. Первые знакомые лица – ведь со многими западными коллегами уже знаком. И их советы сейчас нужны: выданная карта, несмотря на подробности, вызывает оторопь. А может – именно своей подробностью. Где проехать будет действительно можно, а где будет сплошная пробка на узкой дорожке? Куда интересно ехать смотреть, а где – не так интересно? Я впервые на этой гонке. Увы, вряд ли полученные знания пригодятся еще раз – нынешний год последний, когда итальянский этап гостит в Сан-Ремо, но сейчас я «с пристрастием допрашиваю» более опытных. Мне предстоит окунуться в этот мир на четыре дня.
![]() |
![]() |
![]() |
В миру гоночномВообще-то мир внутри гонки – это мир, почти оторванный от внешнего. Болельщикам современный формат проведения ралли дает возможность посвятить вечера знакомству с достопримечательностями или подлинным гастрономическим утехам. Но я-то – журналист и приехал работать. И, когда еще достаточно рано, засветло, заканчиваются спецучастки – работа в самом разгаре! Но в Италии первый вечер оказался несколько «урезанным» – пресс-центр закрывался в десять! И вопрос о наличии работающего круглосуточно интернет-кафе (ну хоть как-то разослать оставшийся неразосланным материал!) встречает однозначное «нет, в Сан-Ремо нету» со стороны портье. Все-таки решаю провести рекогносцировку – не верю! Приветливый итальянец средних лет на выходе из какого-то ресторанчика на заданный вопрос так же почти жестами отвечает – есть! Соглашается показать дорогу, прыгает на свой мини-мотороллер и приводит меня куда-то почти к берегу. Но вот только беда – и он тоже ни слова не знает по-английски, и что именно искать в сторону «марэ, марэ!», куда он показал – я так и не понял. И, соответственно, – так и не нашел. Следующая попытка оказалась еще интереснее: на вопрос переходящему улицу «аборигену», не владеет ли он английским, услышал ответ: «Английским – нет, а вот по-русски можно вполне!» Парень оказался поляком, живущим в Сан-Ремо уже пару лет, но, увы, содержательной информации про искомый объект этот русскоязычный диалог так и не выявил. Третья попытка. Мопедистка отправляет меня в какую-ту «пиццерию за галлерией» и даже обозначает ее название. Так я узнал, что «галлерия» по-итальянски значит «тоннель», но вот найти ту самую пиццерию «на повороте после первого светофора» так и не смог, ввиду того, что… сам светофор обнаружен не был. Принимаю радикальное решение: раз уж здесь так сложно с поиском места для съемки, провести рекогносцировку с вечера.
Более того, смысла ехать устраиваться в какую-нибудь гостиницу попроще уже просто не оставалось. Полпервого ночи! А «рабочий» старт гонки – в восемь. Полученный специальный пропуск давал возможность въехать на участок буквально незадолго до перекрытия, но это – шесть утра! Нет уж, едем сейчас и ночуем в «туристическом» режиме. Лучше уж потратить чуть больше времени на выбор места!
В горы!
Теперь «в багаже» была «куча советов» от бывалых фотографов, и один из них звучал: «Только учти! Перевал Коль де Ланган – отличное место. Но там очень возможен туман!» Лишь разок уехав немного на улочках Сан-Ремо «не туда», покидаю пределы курортного городка. Дорожка не то что стремится вверх – она просто взлетает, и вскоре уже все остается внизу – и залитый светом Сан-Ремо, и черный мрак моря, и освещенный «хайвей». И не просто внизу, а далеко внизу, совсем внизу… страшно внизу. Если бы не отметки в легенде, периодически подтверждающие выбранный маршрут – было бы просто жутко, так здесь на вершине «необжито». Подразбитый асфальт дороги все-таки приводит к старту первого спецучастка. Дорога уже перекрыта, правда, увидев пропуск, маршалы безопасности говорят – нет проблем! Но предупреждают честно: парковаться негде в ближайшем обозримом… Что подтверждается и несколькими автомобилями, возвращающимися оттуда, а также… необходимостью разъезжаться с безнадежно пятящимся назад кемпером. Кстати, так я узнал еще итальянское слово, а заодно и то, что не все итальянцы – поклонники знаменитого финского пилота. Когда маршал сообщил что-то на тему «фанато Мякине» – как выяснилось, это значило лишь то, что там все забито машинами болельщиков, ибо «мяки€на» означало именно «машина», а вовсе не Томми Мякинен.Ну вот я и на легендарной трассе! Узко, вертляво; представлять, что там, слева, за железным барьером ограждения – совсем не хочется. Зато отсюда открывается вид на Сан-Ремо… а заодно, похоже, – и еще пяток окрестных городков и поселков. Они «где-то там, далеко». Парковаться и вправду негде. Заманчивая по пейзажу площадка забита немецкой группой (два кемпера и пяток машин), народ вовсю «шашлычничает» и смотрит по телевизору что-то явно про ралли. Едем дальше! Дорога все-таки стала пошире и вот – новый кордон перекрытия. Снова проверка пропуска, и вперед! На легендарную дорогу…Есть под Петербургом такой раллийный спецучасток «Роллер», проложенный на лыжероллерной трассе. Известный своим перепадом высот и нескончаемыми поворотами. Так вот, после перевала Коль де Ланган тот самый «Роллер» вспоминался мне не более «извилистым», чем… дистанция «дрэг-рейсинга», гонки по прямой! И по прямой длиной не более двадцати метров. И эта прямая будет со всех сторон обложена… пуховыми подушками! За 36 километров итальянского спецучастка было отмечено: прямых отрезков длиной в 100 метров – три, длиной в 50 метров – штук 10. Все! Все остальное – вот уж по-настоящему «нескончаемая череда». С одной стороны – каменная стенка, с другой – «пропастишка» (это когда до «приземления» в случае неудачи – метров 10 сквозь кроны и стволы деревьев) или самая настоящая пропасть. Отвесная – не всегда, но какая разница – лететь строго вниз, или лететь метров 200-300 по склону? Ограждения из металла и камня кажутся… да никакими они, к черту, не кажутся! 90% спецучастка проходят в коридоре из причудливо изогнутых над дорогой деревьев, всеми силами цепляющихся за склоны и буквально смыкающихся между собой!На перевале я взглянул на небо. Оно бездонно сияло яркими звездами… Несмотря на то, что электроусилитель «Це-третьего» работал идеально, к «финишу» непрерывное руление уже утомило. Впечатление – как после кругов 50 по картодрому… Оставался один способ стимулировать себя на обратный путь. Короткий отдых рукам, перекур – и вперед, то есть назад! КПП переведена в «секвентальный режим», тормоза предварительно «обнюханы» – не перегреты ли. Ускоряемся! В итоге, проехав этот спецучасток (пусть не рискуя и не «отжигая», но все-таки попытавшись почувствовать его ритм) со средней скоростью… около 35 км/ч, я только большим уважением проникся к тем средним, которые показывают здесь «боевые»! 90, 100, 105 км/ч! Чтобы так ехать тут – все-таки одного мастерства и «специально заточенного» автомобиля мало!На спецучастках – машины с немецкими, испанскими, чешскими номерами. Как ни странно, и здесь нашлись люди, с которыми можно было поговорить по-русски. Но это было уже в пятницу, первый основной день гонки. А заснул я в машине на Коль де Ланган, любуясь безоблачным небом и сияющими звездами. Поставив будильник на время «за час до первой машины». Чтобы спокойно позавтракать и выбрать место съемки уже точно. На часах было четыре утра… В итоге – проснулся лишь минут за пять до прохождения первой машины. И правильно сделал… меньше расстраивался.
Вокруг было сплошное «молоко». Сбылись предсказания бывалого коллеги. Утро на Коль де Ланган мы встречали внутри тучи…
Статья опубликована в журнале «Колеса» №75 за Январь 2004 / №75 Brandice, 27.09.2012 22:14:16 cash advance, 24.09.2012 06:20:08
czjgzl http://uspaydayloansfe.com/ cash advance %-[[[ http://canadapaydayloansfh.ca/ cash advances 1593 http://ukpaydayloansfe.co.uk/ instant Payday Loans 2781 |