Чего ждать автострахователям от Закона по защите прав потребителей / Новости

Пленум Верховного суда 28 июня принял постановление, защищающее права потребителей. Закон о правах потребителей распространен на страховщиков, в том числе и на тех, которые занимаются автострахованием. Максим Ханжин, лидер Ассоциации по защите прав автострахователей, рассказал порталу Твое авто о том, как повлияет это решение Верховного суда на рынок автострахования.

6f0f5f77f3e613e1dcbddd51d16d7e0a-7879353

— Максим, расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то особенности использования закона о правах потребителей в области автострахования?

— Пока говорить о каких-либо особенностях использования судами закона «О защите прав потребителей» в области автострахования рано. Дело в том, что постановление Пленума Верховного суда РФ №17 от 28 июня 2012 года, изменяющее принципы рассмотрения судебных дел подобного рода, носит для судов рекомендательный характер и не является законом, придерживаться которого следовало бы неукоснительно. Данное постановление принято с целью обеспечения единства практики применения судами законодательства. Необходимо определенное время, около года, чтобы можно было сделать вывод об изменениях в судебной практике, к которым приведет это постановление.

— Каковы будут долгосрочные последствия принятия постановления для страховых компаний?

— Когда через несколько лет пройдет период «обкатки» данного постановления и суды выработают стандартную систему принятия решений по делам, волей-неволей страховщикам придется изменить внутренние бизнес-процессы. Это, в свою очередь, может сделать российский рынок страховых услуг более цивилизованным и клиенто-ориентированным, и в то же время более прозрачным и систематизированным для самих страховщиков. Зная, что любые уловки и схемы, позволяющие до сих пор страховщикам занижать сумму выплаты страхового возмещения и затягивать сроки выплаты, будут в суде истолкованы в пользу клиента, страховщики будут стандартизировать и упрощать внутренние процедуры.

— Может ли данное постановление негативно повлиять на рынок автострахования?

— К сожалению, в связи с определенной инертностью внутренних бизнес-процессов, страховщики, скорее всего, столкнутся с массовыми обращениями клиентов в судебные инстанции. Поэтому для защиты своих интересов страховщикам потребуется кардинальным образом пересмотреть действующие правила страхования, а на это необходимо определенное время. Из-за того, что информация о страховой истории клиентов закрыта, возможно в первое время значительное увеличение количества выигранных клиентами дел с завышенными суммами выплаты и сфальсифицированными документами об аварии, то есть попросту увеличение случаев мошенничества страхователей. Это может привести к массовому банкротству мелких страховых компаний.

— Как это повлияет на состояния рынка автострахования в целом?

— Я уверен в том, что некоторым страховщикам придется покинуть этот рынок. В основном это будут компании, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по договору страхования и занимаются демпингом. Рынок автострахования станет более концентрированным и с узкой вилкой стоимости страховки на тот или иной автомобиль. Стоимость КАСКО скорее всего поднимется, но в месте с этим клиенты получат реальную страховую защиту, а не бесполезную бумажку под названием «Полис КАСКО».

— Могут ли страховые компании принять какие-либо контрмеры для снижения случаев мошенничества с целью получения завышенных выплат?

— Да, есть несколько вариантов реакции страховых компаний. Скорее всего, страховщики будут вынуждены оптимизировать правила страхования, исключив из них пункты, которые могут иметь двойную трактовку и более четко прописать действия клиента, а также ответственность за ненадлежащее их исполнение. Кроме того, придется создать единую базу страховой истории клиентов по аналогии с кредитной историей клиентов в банковской сфере. Далее, страховщикам необходимо усилить блок юридической службы, обеспечивающей защиты интересов в суде, а также блок службы безопасности, который способен на ранних этапах выявлять признаки мошенничества со стороны клиентов. Потребуется также стандартизировать методики расчета размера страхового возмещения для исключения споров по размеру суммы страхового возмещения. В целом, если органы правопорядка будут справляться с задачей выявления и наказания мошенников, все эти изменения пойдут на пользу честным автострахователям.